МБДОУ № 5 «Улыбка»

Координаты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №5 «Улыбка»

8 (86393) 2-13-78 заведующий МБДОУ

347250, РФ, Ростовская область, г. Константиновск, ул. Комсомольская, 136.

E-mail: Ulibka0522@mail.ru [написать]

Эссе «Моя педагогическая философия»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 5 «Улыбка»

Эссе

«Моя педагогическая философия»

Воспитатель первой квалификационной категории:

Людмила Михайловна Гречишкина

Константиновск 2016-2017

«Моя педагогическая философия»

Воспитатель МБДОУ № 5 «Улыбка»:

Гречишкина Л. М.

 

«Детство — важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь; и от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

 

На свете есть тысячи профессий и все они нужные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т. е. найти свое призвание.

Сократ сказал, что все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач.

Я считаю, что воспитатель объединяет в себе эти три профессии. Потому что:

Хороший воспитатель — это врач, для которого главный закон: «Не навреди!» Без приборов и инструментов мы наблюдаем за душевным, нравственным здоровьем наших детей. Без микстур и уколов лечим словом, советом, улыбкой, вниманием. Хороший педагог должен помнить слова Руссо: «Пусть предназначают моего воспитанника к тому, чтобы носить саблю, служить церкви, быть адвокатом, — мне все равно... Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук... он будет, прежде всего, человеком».

Хороший воспитатель — это мудрый судья, невольно оказавшийся в центре вечного конфликта отцов и детей. Он не разделяет, чтобы властвовать, но, как настоящий миротворец, сглаживает противоречия, чтобы прийти к гармонии. Педагог, как Фемида, на весах правосудия, взвешивает добро и зло, поступки и действия, но не карает, а старается предупредить.

Хороший воспитатель — это актер, сценарист, художник. В его силах превратить любое занятие в удовольствие. «Творчество — вот лучший учитель!» Вырастить человека в полном смысле слова — это значит совершить чудо, а такие чудеса совершаются ежедневно, ежечасно, ежеминутно обыкновенными людьми — педагогами детских садов.

Я с раннего детства мечтала стать воспитателем. Считала, что среди множества различных профессий на земле эта профессия — самая интересная и привлекательная.

Воспитатель — не просто профессия. Это призвание. Если всем сердцем любишь детский смех, детскую речь, непосредственность, если чувствуешь в себе море творческого потенциала, не надо отказывать себе в удовольствии — быть педагогом! Быть в профессии невозможно без любви к делу своей жизни, к тем, кого ты воспитываешь.

Каждый день, спеша в детский сад к моим малышам, чувствую, насколько эти слова правдивы. Я люблю свою работу, рада, что когда-то сделала правильный выбор и ни на миг не пожалела. Воспитатель — это вторая мама. Самое главное в нашей профессии — любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце. Для меня моя профессия — это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии, потому что воспитатель — это человек, который в душе всегда остается ребенком.

В наше время модно говорить о развитии, а я хочу сказать о воспитании. Развить можно промышленность, торговлю, тело. Воспитать можно только человека. Значит, в моих руках судьба ребёнка, который может стать Человеком, Личностью. Значит, от меня во многом зависит, по какой дороге пойдет в будущее маленький человечек. Это очень почётно и ответственно. Я должна соответствовать своему предназначению. Поэтому я каждый день воспитываю в первую очередь себя. Я учусь преодолевать сомнения, трудности, уныние. Я учусь верить в себя и учу верить в себя своих маленьких друзей.

Я — воспитатель. Этой профессией невозможно овладеть целиком, поскольку на протяжении всей жизни приходится многому учиться, и этот процесс не прекращается никогда. В профессии педагога «учиться» и «жить» — это два понятия, между которыми смело можно поставить знак равенства. Действительно, дети учат своей непосредственности, заражают искренностью, заинтересовывают. Воспитатель помогает делать первые шаги в окружающий познавательный мир, отвечает на тысячи детских «почему», показывает и даже удивляет. Мы учим давать правильный ответ, а значит активизируем словарь; экспериментируем — значит, открываем мир по-новому; рисуем, лепим, конструируем — творим; играем; занимаемся спортом; танцуем и поём; гуляем и наблюдаем; спим, отдыхаем; слушаем — а значит, живём, учим, воспитываем.

На мой взгляд, педагогическая деятельность относится к тому виду деятельности, когда занятый в ней человек находится в постоянном поиске. И в первую очередь в поиске новых, современных и актуальных знаний, навыков и умений. Поэтому, каждый педагог является вечным учеником по жизни. Быть воспитателем в современном мире особенно сложно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и терпение, умение находиться в творческом поиске, вносить в работу что-то новое. «Детство — каждодневное открытие мира» — писал В. А. Сухомлинский. И с этим нельзя не согласиться. Задача педагога — удовлетворять пытливый ум каждого ребёнка, зажечь огонёк стремления двигаться навстречу к познаниям, поиску нового. Поэтому мы, воспитатели, учимся говорить доступно для детей; учимся объяснять и показывать. Для этого необходимо выбирать из массового потока информации важное, полезное и интересное.

Педагог всегда идёт по дороге самообразования, просвещения, и должен следовать данному маршруту неукоснительно. Воспитатель 21 века создаёт условия для того, чтобы ребёнку было интересно самому попробовать свои силы в разных областях. И, казалось бы, имеющихся знаний достаточно, чтобы передать их детям, но это заблуждение. В современный век информации даже ребёнок сталкивается с проблемой переизбытка информации в связи с высокой скоростью её распространения. И для того, чтобы разговаривать с детьми на одном языке, чтобы оградить их от лишнего потока «спама», необходимо постоянно работать над собой. Одной из главных задач педагога — научить детей думать, рассуждать. Ещё древние говорили: если дать человеку рыбу — он проживёт один день, а если научить его ловить рыбу — он будет кормить себя всю жизнь. То же и со знаниями. И научить детейчему-то новому можно, только если постоянно учиться самому.

Современная педагогика динамично развивается: меняется система образования, вводятся новые требования к воспитателю, активно внедряются современные технологии... Но основная цель воспитания остаётся неизменной — формирование гармонично развитой личности. А без любви к детям, это невозможно. Детей нужно любить! Кто-то скажет: «Достаточно уважения», другие добавят: «Достаточно заботы», но я считаю, пока не отдашь малышам своё сердце, взамен ничего не получишь.

Работая с дошкольниками, не перестаю удивляться, насколько они разные, забавные, интересные, непредсказуемые, умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым. Каждый ребёнок уникален. Это и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Каждый малыш открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость.

Нашим воспитанникам ещё только предстоит осваивать знания в школе. А пока они растут в детском саду, самое время сформировать стремление изучать этот мир, удовлетворить жажду познания, развивать самостоятельность в выборе. И какое огромное удовлетворение видеть успехи своих детей, радоваться их достижениям!

Работая в детском саду, я ни разу не усомнилась в выборе своей профессии, но с каждым годом всё больше убеждаюсь, как это нелегко — воспитывать детей. Мне верят, на меня надеются, от меня ждут понимания и преданности. Ведь именно от меня во многом зависит, какими выйдут в школьную жизнь мои воспитанники. Я могу назвать себя счастливым человеком, отдающим свои знания, свою энергию, свою любовь детям. Всё хорошее, доброе, светлое, что есть во мне, я дарю и просто отдаю им, своим дошколятам. А взамен я получаю больше: их доверие, откровения, радость, маленькие тайны и хитрости, а самое главное любовь. Дети — самая большая ценность на земле, это то, во имя кого мы живём.

Я счастлива, потому что у меня есть интересная профессия. Я рада тому, что у меня есть возможность вновь и вновь вместе с ними познавать интересный мир. Я горжусь, когда вижу результаты своего труда.

Могу ли я назвать себя воспитателем с большой буквы? Я считаю, что это звание складывается из отзывов родителей и, конечно же, наших детей, которых я даже не могу назвать воспитанниками, а только лишь моими детьми. Но важно не столько мнение окружающих, сколько сам процесс ежеминутного взаимодействия с детьми. Хотя всё в жизни взаимосвязано. С радостью ли ребёнок переступает каждый день порог детского сада, встречает ли тебя с улыбкой, играет ли в сюжетно-ролевую игру «Детский сад» дома, непременно становясь именно на твоё место — вот наивысшая оценка для любого воспитателя, даже если у него нет наград и медалей. Высшая награда — любовь детей!

Так каким же должен быть воспитатель детского сада, чтобы удовлетворять высоким требованиям человеческой личности?

 

Каким быть должен воспитатель?

Конечно, добрым!

Любить детей, любить ученье, свою профессию любить!

Каким быть должен воспитатель?

Конечно, щедрым!

Всего себя без сожаления он должен детям подарить!