МБДОУ № 5 «Улыбка»

Координаты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №5 «Улыбка»

8 (86393) 2-13-78 заведующий МБДОУ

347250, РФ, Ростовская область, г. Константиновск, ул. Комсомольская, 136.

E-mail: Ulibka0522@mail.ru [написать]

Представление профессионального опыта «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»на конкурс «Учитель года Дона – 2017» в номинации «Воспитатель»

Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ № 5 «Улыбка»:

Гречишкина Людмила Михайловна

Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Гречишкина Людмила Михайловна, воспитатель первой категории детского сада № 5 «Улыбка» рада приветствовать вас!

Разрешите представить вашему вниманию тему для обсуждения на нашем методическом объединении «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Организация объединённых наций называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье.

Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан — дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него.

Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. Коллеги, вы обращали внимание, что взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой и сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя»? Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений.

В связи с этимя поставила перед собой следующуюцель: дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Работая над системой воспитания безопасного поведения детей, я определилазадачи, объект и предмет, которые представлены на слайде.

Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных изарубежных ученых таких, как А. С. Вернадский, М. В. Ломоносов, И. М. Сеченов, А. Адлер, З. Фрейд и других.

Руководствуясь Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, программой «От рождения до школы», реализуемой в нашем ДОУ,региональной программой «Приключения светофора», программой «Основы безопасности детей дошкольного возраста», я пришла к выводу, что обучить детей безопасному поведению — это значит приучить их к определенному образу жизни, выработать у ребят защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.

Коллеги, думаю вы согласитесь со мной, что безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека: это и в хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и других сферах жизни, — везде могут подстерегать опасности. Поэтому в своей работе я придерживаюсьследующих принципов.

Содержание работы по ознакомлению дошкольников с правилами безопасности затрагивает все виды опасностей окружающего мира и условно можно разделить на 6 разделов.

В первую очередь мною был разработан методический инструментарий: составлен перспективный план, подобраны конспекты занятий, экскурсий, бесед. Предметно-развивающая среда в группе позволяет освоить правила безопасности в самостоятельной деятельности детей. В моей педагогической копилке накоплен богатый материал для работы в данном направлении: плакаты, карточки, схемы, изготовлено большое количество атрибутов для игр, создана картотека экстремальных ситуаций, подобрана соответствующая детская литература.

Каждую тему я раскрываю на одном или нескольких занятиях. Самые интересные это комплексные занятия, которые я планирую в сотрудничестве со специалистами: музыкальным руководителем, учителем-логопедом, инструктором по физической культуре. Вместе мы проводим праздники и развлечения по безопасности жизнедеятельности. Данные мероприятия вызывают эмоциональный отклик у детей и стимулируют их познавательную активность.

Разработанная мною программа кружка «Азбука безопасности» способствует закреплению и систематизации полученных знаний. Всё обучение построено согласно игровой технологии, так как ведущий вид деятельности дошкольников — это игра. Неизменные помощники в вопросах воспитания безопасного поведения являются сказочные персонажи. Они своими вопросами побуждают детей к решению проблемных ситуаций.

В своей деятельности я активно использую информационно-коммуникативные технологии. Презентации и мультфильмы"Уроки осторожности" сразу полюбились детям. Просмотрев их, мы с детьми обсуждаем поведение героев и закрепляем правила безопасности.

Регулярно в нашем ДОУ проводятся акции здоровья, где дошколята узнают, кто такие микробы, чем они опасны, для чего нужно соблюдать гигиену, а старшие дети под моим руководством объясняют малышам, почему необходимо мыть руки и демонстрируют, как правильно это делать.

Традиционно в нашем детском саду проводятся акциипо профилактике дорожно-транспортных происшествий, где мы с ребятами закрепляем правила дорожного движения. Дети с удовольствием принимают участие в развлечениях, в автодискотеке, в флэш-мобе. Под моим руководством организована и действует команда ЮПИД. Мы с детьми периодически выходим на улицы нашего города, призываем водителей и пешеходов соблюдать правила дорожного движения.

Месячники по пожарной безопасности помогают ребятам осознать опасность пожаров. Эвакуация из здания детского сада, экскурсии в пожарную часть пополняют знания детей о средствах пожаротушения, об обмундировании пожарных и действиях при возникновении пожара. Интеллектуальные и спортивные мероприятия, викторины, КВН, — позволяют детям применить свои познания на практике.

Я веду летопись событий и мероприятий. Все самое важное и интересное фотографирую и выставляю на выставку, а затем оформляю альбом со стихотворным сопровождением. Рассматривание альбома о своих достижениях является одним из любимых дел у ребят, также данный вид деятельности способствует запоминанию правил поведения.

Но, коллеги, мы обязаны помнить, что воспитывая ребенка и прививая ему необходимые навыки безопасного поведения, взрослые ежеминутно должны являть достойный образец в этом отношении. Родители — активные помощники во всех моих начинаниях. С ними я регулярно провожу коллективные и индивидуальные консультации, беседы, оформляю наглядную агитацию, организуютематические выставки детских работ, фотовыставки, устраиваю дни открытых дверей, где показываю различные способы и формы обучения, напоминаю об ответственности за жизнь и здоровье малышей. «Личная безопасность детей» — частая тема для родительских собраний, гостями которых являются инспектора ГИБДД и сотрудники пожарной охраны.

Вместе со своими воспитанниками я принимаю активное участие в конкурсах различного уровня: региональных, областных, всероссийских, где неоднократно занимаем призовые места.

За три года педагогической деятельности я наблюдаю динамику усвоения знаний. Опираясь на показатели диагностики, я могу с уверенностью сказать, что работа по формированию навыков безопасного поведения дала хорошие результаты.

Делясь опытом работы по своему направлению, я провожу открытые мероприятия с детьми. Свои методические наработки регулярно освещаю на сайте ДОУ, личном блоге, в районной газете «Донские огни».

Опыт работы показал, что систематическая работа с детьми по обучению правилам безопасности жизнедеятельности, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты: у детей сформированы знания об источниках опасности, мерах предосторожности, действиях в опасных ситуациях.

И закончить своё выступление мне бы хотелось высказыванием:

«В наибольшей безопасности тот, кто начеку, даже когда нет опасности»

Спасибо за внимание!